Россия, Челябинская область, Коркино, улица Калинина
Телефон:
+7 (900) 098-04- Показать номер
н-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Ребенок не говорит — как ему помочь в развитии?

Как все происходит в норме:

Речевое развитие детей делится на пять этапов.

Первый этап — предречевой, охватывает первый год жизни. В этот период формируется дыхательная система для голосовых реакций. Наблюдается «гуление» и появление звуков: гортанных, глоточных, ротовых и губных шумов, а также лепет — начальная форма речевого потока, состоящая из недифференцированных звуков, возникающих в результате подражания (возраст 3-6 месяцев).

Второй этап начинается с шести месяцев и включает формирование речевых звуков и синтез слогов. В 9-12 месяцев происходит автоматизация слогов, и к году ребенок может произнести 5-10 слов. На втором году жизни словарный запас значительно увеличивается, и он начинает составлять простые предложения, например, «кукла упала» или «мама пришла».

Третий этап охватывает третий год жизни, когда словарный запас достигает 500 слов и более. В этот период автоматизируются речевые шаблоны и улучшается произношение.

Четвертый этап — четвертый год жизни. Ребенок знает более 1000 слов, его речевые конструкции становятся длиннее и сложнее, включая придаточные предложения.

Пятый этап наступает в пятилетнем возрасте. Продолжается обогащение словарного запаса, ребенок лучше регулирует громкость произношения и строит более сложные фразы с придаточными предложениями.

До определенного возраста количество слов, которые ребенок понимает, но не произносит, значительно превышает активный словарь. У некоторых детей этот этап пассивной речи может затягиваться. Ребенок может до двух лет понимать речь взрослых и выполнять просьбы, не произнося ни одного слова — либо молча, либо общаясь с помощью лепета и жестов. Тем не менее, речь продолжает развиваться. Обычно переход к активной речи происходит неожиданно: ребенок начинает излагать мысли развернутыми предложениями. Это связано с тем, что запас понимаемых слов становится активным. Иногда дети, которые молчали до двух лет, в три года догоняют и даже опережают тех, кто начал говорить в девять месяцев.

Врачи отмечают, что отсутствие речи у ребенка может быть связано с различными факторами, включая возрастные особенности, слуховые нарушения или задержку речевого развития. Специалисты рекомендуют родителям не паниковать, а внимательно наблюдать за поведением малыша. Важно создать вокруг ребенка развивающую среду: читать книги, петь песни и активно общаться. Игры с использованием игрушек, требующих verbal interaction, также способствуют развитию речи. Если к трём годам ребенок не начинает говорить, рекомендуется обратиться к логопеду или детскому неврологу для диагностики и получения рекомендаций. Раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию и помочь ребенку развить необходимые навыки.

Ребёнок не говорит в 3 года. Татьяна ЧерниговскаяРебёнок не говорит в 3 года. Татьяна Черниговская

На что обратить внимание — причины замедления развития речевого аппарата

Причины недостаточно развитой речи у детей разнообразны: это нарушения формирования мышц артикуляционно-речевого аппарата, слабое развитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и проблемы с грамматическими навыками. Нарушения произношения и артикуляции проявляются в неправильной артикуляции звуков, нечеткости и замедленности речи по сравнению с ровесниками.

Проблемы в восприятии звуков (недостаточное развитие фонематического слуха) заключаются в неспособности ребенка адекватно слышать, распознавать и различать звуки и их сочетания. Важны также навыки звукобуквенного синтеза — осознание взаимосвязи между звуками и их комбинациями.

К основным нарушениям относятся: неспособность выделить звуки последовательно или по расположению; трудности в различении звуков по твердости, мягкости, звонкости и глухости; проблемы с обозначением твердости и мягкости в письменной форме. Эти факторы могут замедлять освоение навыков словообразования и словоизменения.

Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи проявляются в неправильном формировании и понимании грамматических конструкций, ошибках в использовании родов и падежей, а также в неправильном ударении, искажающем слова.

Недостаточное развитие смысловой догадки означает, что ребенок не может предугадать окончание слова или фразы, опираясь на контекст.

Проблемы с лексикой выражаются в бедном словарном запасе, затрудняющем понимание значений слов, отсутствующих в активном словаре. Ребенку сложно устанавливать лексические связи между прочитанными словами и осознавать новый смысл, который они могут приобретать в сочетании.

Качество и объем словарного запаса ребенка определяют уровень его речевого развития. Важно уделять внимание как пассивному (словам в памяти), так и активному (словам в речи) словарному запасу. Ребенок должен знать значения слов и уметь правильно их применять.

Таким образом, разнообразие нарушений речевого развития требует индивидуального подхода. Существует множество методик коррекции, и их выбор должен осуществляться специалистом.

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не говорит в ожидаемые сроки. Это может вызывать беспокойство и страх за будущее малыша. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Специалисты рекомендуют не паниковать, а обратить внимание на общее развитие ребенка: его умение взаимодействовать с окружающими, понимать речь и выражать эмоции.

Полезно создать благоприятную языковую среду: читать книги, петь песни, играть в дидактические игры. Общение с ребенком должно быть активным и разнообразным. Если беспокойство сохраняется, стоит обратиться к логопеду или детскому психологу, которые помогут выявить причины задержки и предложат индивидуальные методы коррекции. Главное — поддерживать ребенка, проявлять терпение и любовь, ведь каждый шаг в его развитии важен.

Признак задержки речевого развития Возможные причины Рекомендации
Ребенок в 1,5 года не говорит ни одного слова Наследственность, аутизм, проблемы со слухом, недостаток стимуляции речи в семье Обратиться к детскому врачу, логопеду, сурдологу (если есть подозрение на проблемы со слухом), обеспечить развивающую среду, заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, использовать карточки с картинками и названиями предметов
Ребенок в 2 года говорит только отдельные слова Задержка речевого развития, особенности развития, недостаток общения Стимулировать речевую активность, читать книги, петь песни, играть в игры, развивающие речь, обратиться к логопеду
Ребенок в 3 года говорит простыми фразами, но с нарушениями грамматики Задержка речевого развития, дизартрия, алалия Занятия с логопедом, коррекционные упражнения, стимуляция речи в игровой форме
Ребенок в 4 года говорит, но его речь трудно понять Дизартрия, ринолалия, расстройства звукопроизношения Консультация логопеда, фониатора, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика
Ребенок избегает контакта глазами, не реагирует на обращение по имени, не проявляет интереса к общению Аутизм, другие расстройства аутистического спектра Консультация детского психиатра, нейропсихолога, ранняя комплексная коррекционная работа

Что делать, если ребенок не говорит

В освоении речи выделяют три ключевых этапа, каждый из которых важен для ребенка.

На первом этапе основным объектом становится предмет. Малыш стремится к нему, используя мимику и интонацию. Если он не может получить желаемое, эмоции могут перерасти в гнев или плач. Однако внимание большинства детей постепенно переключается на взрослого.

На втором этапе акцент смещается на взрослого. Ребенок начинает использовать речевые и неречевые средства: указательные жесты, активное лепетание («дай-дай-дай») и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на привлечение внимания взрослого. Если взрослый не реагирует и ждет, когда ребенок скажет нужное слово, малыш в конце концов пытается его произнести.

На третьем этапе основным объектом становится само слово. Ребенок внимательно следит за губами взрослого, изучая артикуляцию. Это внимание к «говорящим» губам показывает, что малыш не только слышит, но и «видит» нужное слово. Поэтому при общении с маленькими детьми важно четко произносить каждый звук, чтобы они могли понять, как он формируется. После этого появляются первые попытки произнести слово.

Количество детей, которые «активно молчат» в возрасте трех лет, значительно возросло по сравнению с 70-ми и 80-ми годами прошлого века. Причины могут быть связаны со стрессами, быстрым темпом жизни, избытком информации или недостатком общения с родителями. Специалисты пока не пришли к единому мнению. Тем не менее, для успешной коммуникации и обучения человеку необходимо взаимодействовать с окружающими. Поэтому важно адекватно оценивать уровень речевого развития ребенка и своевременно начинать коррекцию с помощью специалистов.

Альфия. Мой ребенок не говорит. Как ему помочь? Системно-векторная психология Юрия БурланаАльфия. Мой ребенок не говорит. Как ему помочь? Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Вопрос-ответ

Как понять, что ребенку нужна помощь с речью?

Если ваш ребенок не говорит в возрасте, когда обычно начинают говорить другие дети (около 2 лет), или его речь не развивается так, как ожидалось, это может быть сигналом о необходимости помощи. Обратите внимание на его способность понимать простые инструкции, взаимодействовать с окружающими и выражать свои желания. Если вы замечаете задержку в этих областях, стоит обратиться к специалисту.

Самый быстрый метод научить ребёнка говорить. Просто сделай ЭТО!Самый быстрый метод научить ребёнка говорить. Просто сделай ЭТО!

Какие методы могут помочь в развитии речи у ребенка?

Существует множество методов, которые могут помочь в развитии речи. Это могут быть игры с использованием карточек, чтение книг, пение песен и рифмовки, а также занятия с логопедом. Важно создать для ребенка благоприятную языковую среду, где он будет слышать и использовать речь в различных ситуациях.

Когда стоит обратиться к специалисту по речевым нарушениям?

Если вы заметили, что ваш ребенок не говорит к 2 годам или его речь не развивается в течение 6 месяцев, стоит обратиться к логопеду или детскому психологу. Специалист сможет провести диагностику и предложить индивидуальный план коррекции, который поможет вашему ребенку развивать речь более эффективно.

Советы

СОВЕТ №1

Обеспечьте ребенку богатую языковую среду. Читайте ему книги, рассказывайте истории, обсуждайте повседневные события. Чем больше слов он услышит, тем легче ему будет начать говорить.

СОВЕТ №2

Играйте в игры, которые способствуют развитию речи. Используйте игрушки, которые требуют взаимодействия, например, куклы или фигурки, и задавайте вопросы, побуждая ребенка отвечать.

СОВЕТ №3

Не торопите ребенка и не критикуйте его за ошибки. Создайте комфортную атмосферу, где он сможет свободно выражать свои мысли. Поддерживайте его, хвалите за попытки говорить, даже если это не всегда понятно.

СОВЕТ №4

Обратитесь к специалисту, если вас беспокоит задержка речи. Логопед сможет оценить уровень развития речи вашего ребенка и предложить индивидуальные методы работы, которые помогут ему развиваться.

Ссылка на основную публикацию
Похожее