Россия, Челябинская область, Коркино, улица Калинина
Телефон:
+7 (900) 098-04- Показать номер
н-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Дисграфия у школьников: как распознать и что делать для успешного обучения?

Симптомы дисграфии

При дисграфии школьники испытывают трудности с письмом: их записи полны грамматических ошибок. Они не понимают заглавные буквы и знаки препинания, а почерк часто неаккуратен и неразборчив. Это становится испытанием для детей, учителей и родителей. Последние пытаются помочь своему «непослушному» ребенку, часами занимаясь с ним над учебниками и прописями, обучая устаревшим правилам. В результате дети могут испытывать отвращение к учебе, отказываясь посещать уроки русского языка и устраивая истерики при упоминании тем, связанных с «жи, ши» и «ча-ща».

У детей с дисграфией буквы могут быть неправильно расположены. Они путают схожие по форме буквы, такие как «З» и «Э», «Р» и «Ь». Также могут не заметить лишнюю палочку в букве «П» или «крючок» в букве «Щ». Такие дети пишут медленно и неравномерно; если они не в настроении, почерк становится еще более неразборчивым.

Дисграфия у школьников, логопед, симптомы

Дисграфия у школьников — это нарушение письменной речи, которое может существенно повлиять на учебный процесс и самооценку ребенка. Врачи подчеркивают, что распознать дисграфию можно по ряду признаков: трудности с написанием букв, ошибки в словах, неаккуратный почерк и замедленное выполнение письменных заданий. Часто дети с дисграфией испытывают затруднения в восприятии и переработке информации, что также отражается на их успеваемости.

Специалисты рекомендуют родителям и учителям быть внимательными к таким проявлениям и не откладывать обращение к логопеду или психологу. Ранняя диагностика и индивидуальный подход к обучению могут значительно улучшить ситуацию. Врачи советуют использовать специальные методики и упражнения для развития навыков письма, а также создавать поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет чувствовать себя уверенно. Понимание и терпение со стороны взрослых играют ключевую роль в преодолении трудностей, связанных с дисграфией.

ДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна ЧерниговскаяДИСЛЕКСИЯ: как преодолеть трудности с чтением и письмом? Отвечает эксперт Татьяна Черниговская

На языке науки

Специалисты отмечают, что у детей с дисграфией недостаточно развиты зрительный анализ и синтез, пространственное восприятие, а также лексико-грамматическая структура речи. У них также могут возникать проблемы с памятью, вниманием и эмоционально-волевой сферой. Однако при правильном подходе нарушения в речевом поведении можно быстро исправить.

Наиболее распространенные ошибки в письме:

  • замена схожих по форме букв: Л вместо М, Х вместо Ж и т. д.;
  • добавление лишних элементов к буквам;
  • пропуск частей букв;
  • зеркальное написание букв.
Признак дисграфии Возможные проявления у школьника Рекомендации родителям и учителям
Нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза Замены букв при письме (например, «дом» – «домм», «кот» – «котт»), пропуски букв, перестановки слогов или букв в словах, искажение написания слов, трудности с разделением слов на слоги, неправильное определение количества звуков в слове. Использовать дидактические игры на развитие фонематического слуха, работать над слоговым составом слов, использовать зрительные опоры (карточки с буквами, схемы слов), проводить диктанты с предварительным звуковым анализом слов.
Нарушение пространственной организации письма Неровный почерк, буквы разного размера, неправильное расположение букв на строке и в строке, зеркальное письмо, пропуски строк, несоблюдение полей. Использовать линейки, работать над развитием мелкой моторики, использовать специальные тетради с широкими полями и разметкой, обучать правильному положению руки при письме.
Нарушение грамматической стороны письма Ошибки в склонении и спряжении, нарушение согласования слов в предложении, пропуск предлогов, неправильное употребление падежных окончаний. Использовать грамматические игры, работать над правильным построением предложений, использовать образные примеры и ассоциации, повторять правила грамматики в игровой форме.
Нарушение моторной стороны письма Быстрая утомляемость при письме, судороги в руке, медленное письмо, неуклюжие движения руки при письме. Обеспечить регулярные перерывы при письме, выполнять упражнения на развитие мелкой моторики, использовать эргономичные ручки и карандаши, обратиться к врачу-неврологу.
Орфографические ошибки Систематические ошибки в написании слов, трудности с запоминанием орфограмм, неумение применять орфографические правила. Использовать дидактические игры на запоминание орфограмм, работать над правилами правописания, использовать словари и справочники, индивидуальный подход к обучению.

Факторы риска дисграфии

Многие специалисты в образовании считают, что дисграфия у школьников не является врожденным заболеванием и поддается коррекции. Важно знать факторы риска, способствующие развитию дисграфии у детей:

  1. Ребенок левша.
  2. Ребенок переученный правша.
  3. В семье используются два или более языков.
  4. Ребенок начал обучение в школе слишком рано (необоснованное раннее обучение грамоте может привести к дисграфии и дислексии, если у него нет психологической готовности).
  5. У ребенка трудности с памятью и вниманием.
  6. У ребенка были проблемы с произношением, из-за чего он может писать так, как говорит: например, «лука» вместо «рука», «суба» вместо «шуба».

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, которое часто встречается у школьников. Родители и учителя отмечают, что дети с дисграфией испытывают трудности в написании букв, слов и предложений. Часто у них наблюдаются проблемы с орфографией, а также нечеткость почерка. Важно распознать это состояние на ранних этапах, чтобы обеспечить ребенку необходимую поддержку.

Среди признаков дисграфии можно выделить постоянные ошибки в написании, трудности с копированием текста и замедленное выполнение письменных заданий. Для помощи детям с дисграфией рекомендуется обратиться к логопеду или психологу, которые помогут разработать индивидуальную программу коррекции. Также полезно использовать специальные упражнения и игры, направленные на развитие моторики и фонематического слуха. Поддержка со стороны родителей и учителей играет ключевую роль в преодолении трудностей, связанных с дисграфией.

Симптомы дислексии у детей и ребенка. Как понять что у тебя дислексия и дисграфияСимптомы дислексии у детей и ребенка. Как понять что у тебя дислексия и дисграфия

Тактика борьбы с дисграфией

Дисграфию лучше предотвращать, чем лечить. Это нужно делать не в школе, когда уже видны ошибки в письме, а в дошкольный период, до начала обучения грамоте.

Если лечение дисграфии — задача специалистов, то профилактика доступна родителям. Для этого достаточно уделять больше внимания ребенку. Под вашим руководством малыш должен выполнять задания для развития навыков чтения и письма. Например:

  • Раскрашивать буквы: гласные — красным, согласные — синим.
  • Обводить букву по точкам.
  • Создавать контур буквы из палочек (спичек или природных материалов).
  • «Рисовать» букву в воздухе (указательным пальцем или всей рукой) и определять, на что она похожа.
  • Различать правильное и неправильное написание буквы (зеркальное отображение).
  • Находить букву среди других (как без наложения, так и с наложением).
  • Обводить найденную букву (красным или синим цветом).

Что делать, если дисграфия уже есть?

Маме и папе вряд ли удастся решить эту проблему без помощи логопеда.

Занятия проходят по специальной методике: специалист использует психологические техники, речевые игры, магнитную азбуку для формирования слов и другие инструменты. Ребенок должен освоить произношение звуков и запомнить соответствие букв и звуков.

Логопеды активно применяют наглядные материалы для запоминания написания букв: например, буква «О» напоминает обруч, «Ж» ассоциируется с жуком, а «С» — с полумесяцем.

Дисграфия у школьников, советы родителям

Дислексия и дисграфия у детей. Как выявить дислексию и что делать родителям? Прямой эфир с логопедомДислексия и дисграфия у детей. Как выявить дислексию и что делать родителям? Прямой эфир с логопедом

Несколько советов родителям

  1. Если вашему ребенку задали текст или много письменных заданий, разбейте материал на небольшие части и выполняйте его поэтапно.
  2. Не заставляйте ребенка многократно переписывать домашние задания — это не приносит пользы и может негативно сказаться на его психическом состоянии, увеличивая количество ошибок.
  3. Поощряйте ребенка за каждое достижение и минимизируйте критику.

Чего нельзя делать?

  1. Не заставляйте ребенка постоянно повторять одни и те же правила — это усугубит ситуацию.
  2. Не настаивайте на исправлении ошибок; лучше предотвратите их. Главная задача при работе с дисграфией у школьников — устранить представление о допустимости ошибок в письме. Тексты с ошибками отвлекают внимание ребенка. Наша цель — помочь ему забыть о неправильном написании. В этом процессе важны как логопеды, так и ваша поддержка.

Вопрос-ответ

Как узнать, есть ли у ребенка дисграфия?

Чтобы узнать, есть ли у ребенка дисграфия, обратите внимание на его навыки письма: трудности с написанием букв, неправильное написание слов, неаккуратный почерк и проблемы с организацией текста. Также стоит оценить, как ребенок воспринимает и воспроизводит информацию на письме. Если вы заметили такие признаки, рекомендуется обратиться к специалисту, например, логопеду или психологу, для более детальной диагностики.

Как провести диагностику дисграфии?

Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Как пишет ребенок с дисграфией?

Симптомы и признаки дисграфии. Ребенок на письме часто путает буквы, такие как «б» и «д». Переставляет буквы внутри слова, например, «мишана» вместо «машина», или дублирует слоги, например, “деререво”. Проблемы с орфографией: ребенок делает ошибки в правописании, даже если устно знает, как писать правильно.

Можно ли исправить дисграфию у ребенка?

Лечение дисграфии у детей. Коррекция высших психических функций – достаточно длительный процесс, требующий внимания и терпения не только от самого ребенка, но и от его родителей. Правильная психологическая поддержка взрослых и систематические занятия со специалистами – залог полного устранения дисграфии.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на признаки дисграфии. Если ваш ребенок часто делает ошибки в написании, пропускает буквы или переставляет их местами, это может быть сигналом о наличии дисграфии. Также обратите внимание на его трудности с копированием текста и формированием букв.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую атмосферу. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, когда он пишет. Хвалите его за усилия, а не только за результаты, и избегайте критики, которая может снизить его мотивацию.

СОВЕТ №3

Обратитесь к специалисту. Если вы подозреваете у ребенка дисграфию, стоит проконсультироваться с педагогом или психологом. Они могут провести необходимые тесты и предложить индивидуальные методы коррекции, которые помогут ребенку улучшить навыки письма.

СОВЕТ №4

Используйте специальные упражнения и игры. Развивайте навыки письма через игровые методы: рисование, лепка, использование специальных тетрадей для тренировки почерка. Это поможет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Ссылка на основную публикацию
Похожее